|
Азбука начальных молитв.
Поклоны приходные в церкви и дома
Боже, милостив буди мне грешному (поклон). Создавыи мя,
Господи, помилуй мя (поклон). Без числа согреших, Господи, помилуй и
прости мя грешнаго (поклон).
Песнь Богородице
Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице,
Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим
и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую
Богородицу Тя величаем (поклон до земли).
Перевод: Следует поистине ублажать Тебя,
Богородица, всегда блаженную и самую чистую (безгрешную) Матерь Бога
нашего. Ты есть честнее херувимов и воистину славнее (выше) серафимов. Ты
безболезненно Бога Слова (Бога Сына) родила, и мы Тебя, сущую Богородицу,
величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поклон). И ныне и присно
и вовеки веком, аминь (поклон). Господи, помилуй, Господи, помилуй,
Господи, благослови (поклон).
Отпуст (Исусу Христу Сыну Божию)
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея
Матере, силою честнаго и животворящаго Креста, и святаго ангела моего
хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко благ и
человеколюбец (поклон земной).
Перевод: За молитвы пречистой Твоей
Матери (Пресвятой Богородицы), силы ради честнаго и животворящаго Креста,
за молитвы святого ангела моего хранителя и ради молитв всех святых Твоих,
Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй и спаси меня грешнаго, потому
что Ты благ и человеколюбив есть.
Поклоны исходные
Исходные поклоны те же самые, что и приходные. К ним только
прибавляется следующая молитва Пресвятой Богородице: Все
упование мое (поклон) к Тебе возлагаю, Мати божия (поклон), сохрани мя во
Своем Си крове (поклон земной).
Перевод: Всю надежду мою я на Тебя
возлагаю, Матерь Божия,сохрани меня под (защитным) покровом Твоим.
Молитвы утренние
За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне
Божий, помилуй нас (поклон). Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе
всяческих ради (3 раза). (Всяческих - за все.)
Молитва Господу Богу
Боже, очисти мя грешнаго, яко николи же благо сотворих пред
Тобою (поклон). Но избави мя от лукаваго и да будет во мне воля Твоя
(поклон). Да не осужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое
святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веком, аминь
(поклон).
Перевод: Боже, очисти меня грешника,
потому что я никогда ничего добраго не сделал пред Тобою. Избавь меня от
лукаваго и пусть будет во мне воля Твоя, чтобы я неосужденно мог открыть
уста мои грешныя и восхвалил бы имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго
Духа, теперь и всегда, и во все века вечно. Истинно так.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истинныи, Иже везде сыи и вся
исполняяи, Сокровище благих, и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и
очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душа наша (поклон).
Перевод: Царь
небесный, Утешитель, Дух истинный, Везде находящийся и все
исполняющий, Источник (т. е. хранитель) всякаго добра, Податель
жизни, Просьба приди (к нам) и вселись в нас, и очисти нас от всякой
нечистоты, и спаси, Благий (добрый), души наши. Святыи
Боже, Святыи Крепкий, Святыи Безсмертныи, помилуй нас (3 раза и 3
поклона). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и вовеки
веком, аминь.
Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша,
Владыко, прости беззакония наша, Святыи, посети и исцели немощи наша,
имене Твоего ради. Господи, помилуй (3 раза), Слава Отцу и Сыну и Святому
Духу, и ныне и присно и вовеки веком, аминь.
Перевод: Пресвятая Троица (Бог наш),
помилуй нас. 1) Господи, очисти грехи наши, 2) Владыка, прости
беззакония (грехи) наши, 3) Святыи, посети и исцели немощи наши
(излечи болезни наши), имени ради Твоего (славы ради имени Твоего).
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех, да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб
наш насущный, даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы
оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от
лукаваго.
Перевод: Сам Исус Христос научил учеников
Своих этой молитве (м. Кат. л. 42): Отец наш небесный! Пусть будет
свято имя Твое. Пусть придет (к нам) царствие Твое. Пусть будет воля
Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш необходимый дай нам
сегодня. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем (обиды) ближним
нашим. И не введи нас в соблазн (в грех). Но избавь нас от
лукаваго. Молитва Исусова без крестного знамения. Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Господи,
помилуй (12 раз).
Молитва Пресвятой Троице (утренняя)
От сна востав, благодарю Тя, Всесвятая Троице, яко
многия ради благости и долготерпения не прогневася на мя, грешнаго и
лениваго раба Твоего, и не погубил еси мене со беззаконии моими, но
человеколюбствова, и в нечаянии лежаща воздвиже мя утреневати и
славословити державу Твою непобедимую. И ныне, Владыко, Боже Пресвятыи,
просвети очи сердца моего, и отверзи ми устне поучатися словесем Твоим, и
разумети заповеди Твоя, и творити волю Твою, и пети Тя во исповедании
сердечнем. Воспевати же и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца
и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и вовеки веком, аминь.
Перевод: Благодарительная 1. От сна
востав, благодарю Тебя, Всесвятая Троица (Бог наш), что Ты, по многой
Твоей милости и долготерпению, не прогневался на меня, грешнаго и лениваго
раба Твоего, и не погубил меня в грехах моих (когда я спал), но оказал мне
человеколюбие Твое. И когда я спал без памяти (т. е. без всякаго
сознания), Ты поднял меня, чтобы встретить утро и восхвалить царство Твое
непобедимое. Просительная 2. И теперь, Владыка Боже Пресвятыи,
просвети глаза сердца моего и открой язык мой, чтобы поучаться в словах
Твоих, и разуметь (понимать) заповеди Твои, и творить волю Твою, и
воспевать Тебе от всего сердца, хвалить и славить пречестное и
великолепное (знаменитое) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа (Святую
Троицу), и теперь, и всегда, и во все века вечно. Истинно так. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон). Приидите,
поклонимся Христу, Цареви и Богу нашему (поклон). Приидите, поклонимся
и припадем к самому Господу Исусу Христу, Цареви и Богу нашему
(поклон).
Псалом Давыдов 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. И по множеству
щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и
от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо
мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих. Я ко
да оправдишися в словесех Своих, и победиши внегда судити. Се бо, в
беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину
возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши
мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси
радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех
моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух
прав обнови во утробе моей. Не отверзи мене от лица Твоего и Духа Твоего
Святаго не отъими от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом
владычным утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе
обратятся. Избави мя от кровий, Боже, Боже спасения моего. Возрадуется
язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят
хвалу Твою. Яко аще бы восхотел жертвы, дал бых убо, всесожжения не
благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушено и смирено Бог не
уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся
стены Иеросалимския. Тогда благоволиши жертву правде, возношение и
всесожегаемая. Тогда возложат на олтарь Твой тельца.
Перевод: Помилуй меня, Боже, по великой
милости Твоей. И по множеству милосердия Твоего очисти беззакония
(грехи) мои. Наилучше (особенно) омой меня от беззакония моего, от
греха моего очисти меня. Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда
предо мною. Тебе единому согрешил я и лукавое пред Тобою сделал. А
Ты (Господи) верен в словах Твоих и прав будет суд Твой. Вот, я в
беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. Ты же (Господи)
возлюбил истину и тайны мудрости Твоей (Ты) открыл мне. Окропи меня
иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. Дай мне услышать
радость и веселие, и возрадуются кости смиренныя. Отврати лицо Твое от
грехов моих и очисти все беззакония мои. Сердце мое чистое сотвори во
мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица
Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Воздай мне радость
спасения Твоего и Духом владычным утверди меня. (Я) научу беззаконных
путям (законам) Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от
кровей, Боже, Боже спасения моего, и восхвалит язык мой правду
Твою. Господи! отверзи (открой) уста мои, и уста мои возвестят хвалу
Твою. Если бы Ты пожелал (от меня) жертвы,- я дал бы ее, (но Ты) ко
всесожжению не благоволишь. Жертва Богу - дух сокрушенный; сердце
сокрушенное и смиренное не отвергнет (не оставит Бог). Возвеличи,
Господи, по благости Твоей Сион, и да построены будут стены
Иеросалима. Тогда благоугодна будет (Тебе) жертва правды, возношение и
(жертвы) всесожжения. Тогда возложат на алтарь Твой
тельца.
Символ Веры
Верую в единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и
земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа,
Сына Божия, Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от
Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна
Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с
небес и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася.
Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена, и
воскресшаго в третий день, по Писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща
одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же
царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго,
Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима,
глаголавшаго пророки. И во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвым. И
жизни будущаго века, аминь.
Перваго Вселенскаго Собора семь
членов: 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца
неба и земли, всего видимаго и невидимаго. 2. (Верую) и во единаго
Господа Исуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденнаго прежде
всех веков, Света от Света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго,
а не сотвореннаго, имеющего одно существо с Богом Отцом, чрез Котораго все
сотворено. 3. Для нас людей и для нашего спасения сошедшаго с небес,
принявшаго плоть от Духа Святаго, и Марии Девы вочеловечьшагося (т. е.
сделавшегося человеком). 4. Распятого за нас при Понтийском Пилате,
страдавшего и погребеннаго. 5. И воскресшаго в третий день по Писанию
(согласно со Св. Писаниями). 6. И восшедшаго на небеса, и седящаго по
правую сторону Отца. 7. И опять имеющаго прийти со славой судить живых
и мертвых, царству Которого не будет конца.
Второго Вселенскаго Собора пять
членов: 8. (Верую) и в Духа Святаго, Господа Истиннаго и
подающаго жизнь, от Отца исходящаго, поклоняемаго и прославляемаго вместе
с Отцом и Сыном, говорившаго чрез пророков. 9. (Верую) и во Единую
Святую Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Признаю одно крещение для
прощения грехов. 11. Ожидаю воскресения мертвых. 12. (Ожидаю) и
жизни буду щаго века. Истинно так. После Символа веры можно читать
разные молитвы, по желанию, и тропари дню или в числе, по часослову, а
также молиться и по лестовке.
Архангельское Поздравление Пресвятой Богородице
Богородице Дево, радуйся, обрадованная Марие, Господь с
Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко
родила еси Христа Спаса, Избавителя душам нашим (поклон
земной).
Перевод: Богородице Дева, радуйся,
обрадованная Мария, Господь с Тобою, прославлена Ты между всеми женами, и
плод чрева Твоего прославлен, потому что Ты родила (Его), Христа
Спасителя, Избавителя душ наших.
О прощении согрешений
Ослаби, остави, отпусти, Боже, согрешения моя, вольная и
невольная, яже в слове и в деле, и яже в ведении и не в ведении, яже во
уме и в помышлении, яже во дни и в нощи, вся ми прости, яко благ и
человеколюбец.
Перевод: Ослаби, остави, отпусти, Боже,
согрешения мои, вольныя и невольныя, которыя (сделаны мною) словом и
делом, которыя - в сознании и не в сознании, которыя - умом или помыслом,
которыя - днем и ночью, все мне прости по благости и человеколюбию Твоему.
За всех християн
Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, Человеколюбче
(поклон). Благо творящим благо сотвори, братиям и всем сродником нашим,
иже и уединившимся, даруй им вся, яже ко спасению прошения и живот вечный
(поклон). В бо-лезнех сущия посети и исцели. В темницах сущих свободи. По
водам плавающим правитель буди. И иже в путех шествующим исправи и поспеши
(поклон). Помяни, Господи, пле-ненныя, братию нашу, единоверных,
православныя веры, и избави их всякаго злаго обстояния (поклон). Помилуй,
Господи, давших нам милостыню и заповедавших нам, недостойным, молитися о
них, прости их и помилуй (поклон). Помилуй, Господи, труждающихся и
служащих нам, милующих и питающих нас, и даруй им вся, яже ко спасению
прошения и живот вечный (поклон). Помяни, Господи, прежде отшед-шыя отцы и
братию нашу и всели их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон). Помяни,
Господи, и нашу худость и убожество и просвети наш ум светом разума
святаго Евангелия Твоего и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами
Пречистыя Ти Ма-тере и всех святых Твоих, аминь.
Перевод: Тех людей, которые ненавидят нас
и обижают, прости, человеколюбивый Господи. Тем, которые добро делают нам,
добро сотвори. Братьям (т. е. ближним) и всем сродникам нашим, и тем,
которые уединились (затворились в иноческих кельях), даруй им все, что для
спасения просимое (ими), и жизнь вечную. К больным снизойди (с небес,
Господи) и от болезней их излечи. Заключенным в темницу даруй свободу.
Находящимся в плавании (по морям) будь правителем. Путешествующим облегчи
и ускорь путь их. Помяни, Господи, находящихся в плену ближних наших,
одной с нами истинной веры, и избавь их от всяких злых (тяжелых)
обстоятельств. Помилуй, Господи, тех, которые дали нам милостыню и
поручили нам, грешным, молиться за них; прости их и помилуй. Помилуй,
Господи, трудящихся для нас и служащих! нам и тех, которые заботятся о|
нас и питают нас, и даруй им! все, что для спасения (ими) просимое, и
жизнь вечную. Помяни, Господи, отошедших уже от нас, отцов и ближних наших
(умерших), и всели их там, где бывает свет лица Твоего. Помяни, Господи, и
нашу нищету и беспомощность, и просвети мысли наши светом учения святаго
Евангелия Твоего, и наставь нас на (истинный) путь заповедей Твоих,
молитвами пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Тропарь, глас 4
Небесных воинств архистратизи, молим вас ныне мы,
не-достойнии, яко да вашими молитвами, покрыете нас кровом крилу
невещественныя вашея славы, сохраняюще нас, молящихся прилежно и вопиющих,
от бед избавите нас, яко чино-начальники вышним силам.
Кондак, глас 2
Архистратизи Божий, слуги божественныя славы, ангелом
начальницы и наставницы человеком, еже есть на пользу просите нам, и велия
милости, яко безплотным архистратизи. Дневные тропари покрываются
каким-нибудь тропарем Пресвятой Богородице.
Отпуст
Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистый Ти
Матере, заступлением честных небесных сил безплотных (святого в числе в
святцах) и всех святых, помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец
(поклон).
Тропарь, глас 2
Память праведнику с похвалами, тебе же довлеет свидетельство
Господне Предотече: явилбося еси воистину пророк честнейши, яко и в
быстринах крестити сподобился еси Про-поведаннаго. Темже и за истину
пострадав радуяся, благовестил еси и во аде сущим, Бога явлыпагося плотию,
вземлющаго грехи мира и подающаго нам велию милость.
Кондак, глас 3
Неплоды днесь Христова Предотечу рождает, и той есть
совершение всякого пророчества. Его же бо пророцы пропове-даша, на Том во
Иордане руку положив, явися Божию Слову пророк и проповедник вкупе и
Предотеча.
Отпуст
Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти
Матере, честнаго и славного пророка и Предотечи, Крестителя Иоанна
(святого в числе) и всех святых помилуй и спаси нас, яко благ и
человеколюбец (поклон).
Тропарь Честному Кресту
Спаси, Господи, люди Своя.
Кондак
Отпуст
Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти
Матере, силою честнаго и животворящаго Креста (святого в числе) и всех
святых помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец (поклон).
Тропарь святым апостолам, глас 3
Апостоли святии, молите милостиваго Бога, да грехов
оставление подаст душам нашим.
Тропарь св. Николе, глас 4
Правило вере и образ кротости, воздержанию учителя яви тя
Господь стаду своему, яже вещем истина. Сего ради стяжав смирением
высокая, нищетою богатая, отче наш, святителю Николае, моли Христа Бога
спастися душам нашим.
Кондак апостолам, глас 2
Твердыя и боговещанныя проповедатели, верх ученик Твоих,
Господи, прият в наслаждение благих Твоих покой, труды бо их и смерть
прият паче всякаго приношения, Едине сведыи сердечная.
Кондак св. Николе, глас 3
В Мирех святе Николае святитель быв, Христово бо днесь
преподобие евангелие исполнив. Положил еси душу свою за люди своя, избавль
неповинный от смерти. Сего ради освятися и явлься велии таинник Божия
благодати.
Отпуст
Господи Исусе Христе Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Ти
Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего
Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (святого в числе), и всех
святых помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец (поклон).
Тропарь всем святым, глас 2
Апостоли, пророцы и мученицы, святителие, преподобнии и
праведнии, иже добре подвиг скончавше и веру соблюдше, дерзновение имуще к
Спасу, молим вы, о нас Того молите яка блага, спасти душа наша.
За упокой, тропари, глас 2
Помяни, Господи, яко благ, рабы Своя.
Глас 8
Иже глубинами мудрости человеколюбие вся строя, и еже на
пользу всем подавая, едине Содетелю, покой, Господи, душа усопших раб
Своих. На Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.
Слава. Кондак, глас 8. Со святыми покой.
И ныне, Богородичен, глас 8.
Тебе град и пристанище имамы, и молитвенницу
благоприят-ну к рождьшемуся из Тебе Богу, Богородице Безневестная, верным
спасение.
(Тебе град и пристанище имамы - Ты для нас, Богородица,
как крепкая ограда или как защищающая тихая пристань. Имамы - имеем.)
Отпуст
Господи Исусе Христе Сыне Божий,
молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славного Ея (Рождества,
Покрова, Успения или Благовещения), силою честнаго и животворящаго Креста,
заступлением честных небесных сил безплотных, честнаго и славнаго пророка
и Предотечи Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостол,
святых добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец наших, святых
праведных богоотец Иоакима и Анны, иже во святых отца нашего Иоанна
Златоуста, Патриарха Царя града, и иже во святых отца нашего Николы,
архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (святого в числе), и всех святых помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец
(поклон).
О молитве соборной
Для участия в
соборной молитве верующие собираются в установленные дни и часы в храмы
Божий. По уставу древле-православному соборная молитва начинается, как и
домашняя, общим приходным началом и входящим в храм прощенным началом,
совершаемым наставником. По времени и по содержанию различаются следующие
соборные молитвы: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, часы
и молебен. Круг службы
церковной начинается с вечерни. По учению Церкви, такой обычай установлен
на основании слов Библии: "В начале сотворил Бог небо и землю. И был
вечер" (Быт. 1-5). До начала
службы совершается каждение Креста Животворящего и икон на клиросе. Дым
кадильный должен напоминать о первых днях творения, когда "Дух Божий
носился над поверхностью вод". (Быт. 1,2). Служба вечерня начинается с
прославления Бога, как Творца и Зиждителя всего мира, видимого и
невидимого. Читается псалом 103: "Благослови, душе моя,
Господа". Кафизмы, которые после
этого читают, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы и мы
почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы
должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира
("Воскресни, Господи", "Спаси мя, Боже мой"). В подтверждение этой надежды
на помощь Божию, исполняются псалмы 140, 141 и
129. Заканчивается вечерня светлым
чувством радости и веры, что Господь Исус Христос спасет душа наша, если
мы к Нему обратимся ("Свете тихий"). Молитва св. Симеона Богоприимца "Ныне
отпущаеши", которая читается при окончании вечерни, напоминает нам о
смерти и о надежде увидеть спасение. Словами старца Симеона Ветхозаветная
Церковь приветствовала Главу Архиерея Церкви
Новозаветной. После торжественного
окончания вечерни тихо начинается утреня. Свещи в храме гасятся. Горят
свещи лишь пред образами Спасителя и Богородицы Приснодевы Марии. Среди
всеобщего безмолвия в храме читается ангельское славословие "Слава в
вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Троекратным
славословием призываются верующие к тому, чтобы отверзли уста своя для
хвалы Господа. Посем чтец (обычно наставник) дважды возглашает: "Господи,
устне мои отвер-зеши и уста моя возвестят хвалу Твою". Этим верующие
призываются к еще большему вниманию. Чтец читает покаянные псалмы (3, 37,
62, 87, 102 и 142) или "шестопсалмие" (по-гречески "эксапсалмы"). С
сокрушением сердечным все внимают поучительным словесам псалмопевца
Давыда. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо
движения. В псалмах выражается твердое упование на Бога, глубокое смирение
("человек яко трава, дне его яко цвет сельныи") и просьба ко Господу
услышать мольбы наша "в правде Своей". По эксапсалмах поется "Бог Господь"
(по гласу тропаря). Свет вновь возжигается. Слова песнопений должны
напоминать верующим о радостном явлении Господа нашего Исуса Христа на
землю для проповеди Своего учения. Посем исполняется тропарь (краткое
песнопение, излагающее сущность праздника или прославление святого, память
коего празднуется) празднику или недельный (воскресный). За тропарем
следует чтение Псалтыря (Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и
разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, а каждая кафизма
краткими славословиями разделяется на 3 "славы". Кафизма - греческое слово
- значит сидение.) По толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского
Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений. Чтение
Псалтыря - основа всей службы на утрени. (Кафизмы излагают пророчества о
Спасителе мира Исусе Христе.) Богослужение становится особенно
торжественным. В ярко освещенном храме торжественно раздается попеременное
("антифонное") пение клиросов ("Хвалите имя Господне", "Исповедайтеся
Господеви", т. наз. "Полие-леос").
Далее следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием:
"Слава Тебе, Господи". По Евангелии поется стихира "Воскресение Христово".
Чтением покаянного псалма "Помилуй мя, Боже" заканчивается первая часть
утрени. Затем следует чтение и пение канона (греческое слово - соединение
по известному плану нескольких песнопений) в честь праздника или святого.
Каждый канон состоит из 9 частей, называемых песнями. Каждая песнь состоит
из нескольких стихов. Первый стих называется ирмосом (греческое слово -
связь, соединение) и служит образцом для остальных стихов или тропарей.
Содержание ирмосов заимствовано из песней ветхозаветных. Так, первый ирмос
заключает песнь Моисея, воспетую им после перехода через Чермное море
("Поем Господеви"). Второй ирмос - Моисеево обличение иудеев по прошествии
пустыни ("Вонми небо"). Образцом третьего ирмоса послужила молитва Анны,
матери Самуила. Содержание четвертого ирмоса - из песни пророка Аввакума,
провидевшего грядущее пришествие Мессии - Господа нашего Исуса Христа.
Пятый ирмос - из молитвы пророка Исайи; шестой - из песни пророка Ионы.
Затем следует кондак (краткое изложение праздника или доблестей святого) и
икос (сокращенно - содержание мысли всего
канона). Седьмой и восьмой ирмосы
воспоминают подвиг трех отроков, прославлявших Бога в пещи вавилонской.
Перед пением девятой песни клирошане поют "Величит душа моя Господа"
(Песнь Богородицы поется на утренях, исключая двунадесятые и пасхальные
праздники). Девятый ирмос посвящен пророчеству Захарии. Светильнами
воскресными заканчивается вторая часть заутрени. Прославлением Бога
Творца, с призыванием всей твари к Его славословию, начинается
заключительная часть утрени ("Хвалите Господа с небес". Псалмы 148-150).
Приближается утро ("Слава показавшему нам свет"). Торжественно звучит
великое славословие ("Слава в вышних Богу", "Хвалим Тя"), которое
заканчивается трисвятою песнью ("Святыи Боже"). Наставник читает отпуст,
совершаютсячасы и молебен. Служба проникнута воспоминаниями о земной жизни
Исуса Христа, от Его рождества до Вознесения на небо ("Единородный Сын").
Чтение девяти евангельских заповедей ("блаженны") напоминает нам об
основах евангельского учения. По окончании "блаженных" читается Апостол
(деяния св. Апостолов и их послания к верующим) и Евангелие. По окончании
часов поется задостойник ("Достойно есть" или особый). В двунадесятые и
великие праздники и когда по богослужебному уставу положено служить
молебен, наставники и причетники выходят на середину храма. Читается
канон, поются ирмосы. По окончании поется задостойник. Кроме указанных
богослужений по уставу еще совершаются павечерница, полу-нощница.
Павечерница малая - краткое богослужение. Песнопения павечерницы
напоминают нам о смерти, о Спасителе мира. Павечерница средняя полагается
в дни постов. Павечерница великая правится в дни Великого поста и накануне
праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятыи
Богородицы. Полунощница совершается в память полунощной молитвы Исуса
Христа в саду Гефсиманском накануне крестных страданий Своих. Полунощница
бывает повседневная, субботняя и воскресная.
О поклонах
Для участия в
соборной молитве верующие собираются в установленные дни и часы в храмы
Божий. По уставу древле-православному соборная молитва начинается, как и
домашняя, общим приходным началом и входящим в храм прощенным началом,
совершаемым наставником. По времени и по содержанию различаются следующие
соборные молитвы: вечерня, павечерница, полунощница, утреня, часы и
молебен. Круг службы церковной начинается с вечерни. По учению Церкви,
такой обычай установлен на основании слов Библии: "В начале сотворил Бог
небо и землю. И был вечер" (Быт.
1-5). До начала службы совершается
каждение Креста Животворящего и икон на клиросе. Дым кадильный должен
напоминать о первых днях творения, когда "Дух Божий носился над
поверхностью вод". (Быт. 1,2). Служба вечерня начинается с прославления
Бога, как Творца и Зиждителя всего мира, видимого и невидимого. Читается
псалом 103: "Благослови, душе моя,
Господа". Кафизмы, которые после
этого читают, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы и мы
почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы
должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира
("Воскресни, Господи", "Спаси мя, Боже мой"). В подтверждение этой надежды
на помощь Божию, исполняются псалмы 140, 141 и
129. Заканчивается вечерня светлым
чувством радости и веры, что Господь Исус Христос спасет душа наша, если
мы к Нему обратимся ("Свете тихий"). Молитва св. Симеона Богоприимца "Ныне
отпущаеши", которая читается при окончании вечерни, напоминает нам о
смерти и о надежде увидеть спасение. Словами старца Симеона Ветхозаветная
Церковь приветствовала Главу Архиерея Церкви
Новозаветной. После торжественного
окончания вечерни тихо начинается утреня. Свещи в храме гасятся. Горят
свещи лишь пред образами Спасителя и Богородицы Приснодевы Марии. Среди
всеобщего безмолвия в храме читается ангельское славословие "Слава в
вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Троекратным
славословием призываются верующие к тому, чтобы отверзли уста своя для
хвалы Господа. Посем чтец (обычно наставник) дважды возглашает: "Господи,
устне мои отвер-зеши и уста моя возвестят хвалу Твою". Этим верующие
призываются к еще большему вниманию. Чтец читает покаянные псалмы (3, 37,
62, 87, 102 и 142) или "шестопсалмие" (по-гречески "эксапсалмы"). С
сокрушением сердечным все внимают поучительным словесам псалмопевца
Давыда. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо
движения. В псалмах выражается твердое упование на Бога, глубокое смирение
("человек яко трава, дне его яко цвет сельныи") и просьба ко Господу
услышать мольбы наша "в правде Своей". По эксапсалмах поется "Бог Господь"
(по гласу тропаря). Свет вновь возжигается. Слова песнопений должны
напоминать верующим о радостном явлении Господа нашего Исуса Христа на
землю для проповеди Своего учения. Посем исполняется тропарь (краткое
песнопение, излагающее сущность праздника или прославление святого, память
коего празднуется) празднику или недельный (воскресный). За тропарем
следует чтение Псалтыря (Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и
разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, а каждая кафизма
краткими славословиями разделяется на 3 "славы". Кафизма - греческое слово
- значит сидение.) По толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского
Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений. Чтение
Псалтыря - основа всей службы на утрени. (Кафизмы излагают пророчества о
Спасителе мира Исусе Христе.) Богослужение становится особенно
торжественным. В ярко освещенном храме торжественно раздается попеременное
("антифонное") пение клиросов ("Хвалите имя Господне", "Исповедайтеся
Господеви", т. наз. "Полие-леос").
Далее следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием:
"Слава Тебе, Господи". По Евангелии поется стихира "Воскресение Христово".
Чтением покаянного псалма "Помилуй мя, Боже" заканчивается первая часть
утрени. Затем следует чтение и пение канона (греческое слово - соединение
по известному плану нескольких песнопений) в честь праздника или святого.
Каждый канон состоит из 9 частей, называемых песнями. Каждая песнь состоит
из нескольких стихов. Первый стих называется ирмосом (греческое слово -
связь, соединение) и служит образцом для остальных стихов или тропарей.
Содержание ирмосов заимствовано из песней ветхозаветных. Так, первый ирмос
заключает песнь Моисея, воспетую им после перехода через Чермное море
("Поем Господеви"). Второй ирмос - Моисеево обличение иудеев по прошествии
пустыни ("Вонми небо"). Образцом третьего ирмоса послужила молитва Анны,
матери Самуила. Содержание четвертого ирмоса - из песни пророка Аввакума,
провидевшего грядущее пришествие Мессии - Господа нашего Исуса Христа.
Пятый ирмос - из молитвы пророка Исайи; шестой - из песни пророка Ионы.
Затем следует кондак (краткое изложение праздника или доблестей святого) и
икос (сокращенно - содержание мысли всего
канона). Седьмой и восьмой ирмосы
воспоминают подвиг трех отроков, прославлявших Бога в пещи вавилонской.
Перед пением девятой песни клирошане поют "Величит душа моя Господа"
(Песнь Богородицы поется на утренях, исключая двунадесятые и пасхальные
праздники). Девятый ирмос посвящен пророчеству Захарии. Светильнами
воскресными заканчивается вторая часть заутрени. Прославлением Бога
Творца, с призыванием всей твари к Его славословию, начинается
заключительная часть утрени ("Хвалите Господа с небес". Псалмы 148-150).
Приближается утро ("Слава показавшему нам свет"). Торжественно звучит
великое славословие ("Слава в вышних Богу", "Хвалим Тя"), которое
заканчивается трисвятою песнью ("Святыи Боже"). Наставник читает отпуст,
совершаютсячасы и молебен. Служба проникнута воспоминаниями о земной жизни
Исуса Христа, от Его рождества до Вознесения на небо ("Единородный Сын").
Чтение девяти евангельских заповедей ("блаженны") напоминает нам об
основах евангельского учения. По окончании "блаженных" читается Апостол
(деяния св. Апостолов и их послания к верующим) и Евангелие. По окончании
часов поется задостойник ("Достойно есть" или особый). В двунадесятые и
великие праздники и когда по богослужебному уставу положено служить
молебен, наставники и причетники выходят на середину храма. Читается
канон, поются ирмосы. По окончании поется задостойник. Кроме указанных
богослужений по уставу еще совершаются павечерница, полу-нощница.
Павечерница малая - краткое богослужение. Песнопения павечерницы
напоминают нам о смерти, о Спасителе мира. Павечерница средняя полагается
в дни постов. Павечерница великая правится в дни Великого поста и накануне
праздников Рождества Христова, Богоявления и Благовещения Пресвятыи
Богородицы. Полунощница совершается в память полунощной молитвы Исуса
Христа в саду Гефсиманском накануне крестных страданий Своих. Полунощница
бывает повседневная, субботняя и воскресная.
О лестовке
По
древлеправославному обычаю христианин, приступая к молитве, должен взять
на левую руку лестовку. В "Номоканоне" (лист 30-й) дано завещание св.
Василия Великого бескнижному иноку, который должен за церковные службы
класть поклоны или говорить молитву Исусову, по лестовке; там же указано,
что лестовка должна иметь сто три узла, и на каждом узле нужно говорить
молитву Исусову "Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя,
грешного". В книге "Гранограф"
древлеписьменный (лист 230) имеется объяснение лестовки, а именно:
"Лестовка имеет в себе 4 лапостка - в коих исповедуется 4 евангелиста.
Обшивка около лапостков - Евангельское учение. Между лапостками А 7
передвижек - в знак 7 церковных Таинств. Где связана ле- / стовка - по три
ступеньки на стороне и в лестовке еще три - Великая, всего 9 - означает
девять чинов ангельских и 9-месячное ношение в утробе Пресвятою
Богородицею Превечного младенца Исуса Христа. От связки простое место -
земля. Затем в лестовке 12 узлов, или бобочков, означает - 12 апостолов с
Господом по земле ходили, 39 бобочков - означает 39 недель и 2 дня
Пресвятая Богородица во чреве Христа носила, 33 бобоч-ка - тридцать три
года Господь по земле ходил, а 17 бобочков- 17 пророчеств о Христе было".
Нравственное значение лестовки для молящихся состоит в том, что
христианин, будучи занят молитвою, не только душею своею тяготеет к Богу,
но и в руках имеет такой предмет, который напоминает молящемуся о
восхождении чрез молитву к Богу, как бы по лестнице, от земли на
небо. В домашней молитве за себя,
своих родителей и детей, о здравии и за вся иже во власти суть, и за
усопших кладутся поклоны с молитвою Исусовою по мере сил своих, елико
возможно.
О иконопочитании
ИКОНА - слово
греческое и по-русски означает - ОБРАЗ, ИЗОБРАЖЕНИЕ. На иконах мы видим
изображение Господа нашего Исуса Христа, Богородицы, ангелов и святых.
Святые словописцы, ученики Христовы, записали словеса Господа Исуса Христа
в книгу, рекомую Евангелие. Подобно им иконописец пишет на "досце
церковное благолепие от первого Адама даже до Христова Рождества",
изображает страдания праведников за веру. С великим благоговением мы
почитаем священную книгу Евангелие, с неменьшим благоговением мы должны
почитать и изображения святых на иконах. Мы не видим живых апостолов и
первомучеников, взирая же на иконы мы их
вспоминаем. "И их же не зриши
телесне своима очима - сих созерцавши духовне - ради иконнаго воображения"
(Б. Соборн. Л. 322). Первый образодетель Сам Господь Бог, ибо Он на
скрижалех душевных перваго в мире человека (Адама) образ Своего Божества
написа. Моисей, по повелению Божию, поставил над ковчегом священные
изображения херувимов (Исх., 25). В Новом Завете Бог Сам открылся людям в
видимом образе, посему мы изображаем и почитаем иконы Спасителя. Сам
Христос, истинный Бог наш, честный убрус (плат) приложив к пречистому лику
Своему, предивный образ Свой написа и посла Его ко царю Едесскому, Авгарю.
Евангелист Лука был иконописцем. Почитая икону,.мы поклоняемся не доске,
на которой написана икона, а тому, кто на ней
изображен. Посему и мы, верующие
во Единого Бога, в Троице певаемо-го, честныя иконы целуем и почитаем. По
обычаю, издревле установленному, пред иконами во время молитвы возжигаются
свещи. Возжигая свещи, христиане указывают сим обычаем на свое духовное
горение и горячую любовь к Милосердному Богу. Будьте "тщанием нелениви,
духом горяще" (Рим. 12, 11). Свещи возжигаем у гроба-усопших, в знак веры
нашей и надежды на будущую блаженную жизнь (Кормчая. Л. 600). По древнему
преданию, свещи, возжженные пред образом Исуса Христа, ставятся противу
персей (груди), а пред образами Богородицы и Святых - противу
лица. Издревле установлен и обычай
возжигать масло пред иконами (Откр. 8, 3-4). "Ты же заповеждь сыном
израилевым, да возьмут себе елей (милость) от масличия" (Исх. 27, 20).
Посему и в Ветхом, и в Новом Завете елей всегда считался видимым
выражением милости Божией к людям (1 Цар. 16, 12- 13). "Светильники,
которые ты возжжешь,- говорит св. Григорий Богослов (род. в 326 г.),-
таинственно образуют тамошнее световодство, с которым мы, чистыя
девственные души, взыдем в сретение Жениху" (Слово на Св.
Крещение). Во время молитвы
совершается каждение фимиамом, или ладаном (ладаном называется застывшая
смола с запахом ванили (ладан росный), которая добывается в Аравии, Африке
и Индии). Каждение совершалось еще при Моисее (Исх. 30, 1, 7-9; 31, 9). В
Новом Завете апостолы постановили приносить ко алтарю фимиам (3 прав. свв.
Апостол). Каждение служит для освящения места молитвы, для выражения
особого благоволения и торжественности: "Да исправится молитва моя, яко
кадило пред Тобою" (Пс. 140, 2).
О молитвах за умерших
Члены Церкви
Христовой, соединенные братской любовью на земле, не разлучаются смертью.
Смерть - переход от земной жизни в загробную жизнь. Велика сила
христианской любви. Нам надо любить ближних своих, по заповеди Господней
(Мф. 22, 39). Чем мы можем выказать любовь свою умершим родителям и
родственникам нашим, как не молитвою? "Умершие надеются,- говорит
блаженный Августин (родился в 354 г.),- получить помощь через нас: ибо
время делания отлетело от них". Нам надо молиться, чтобы усопший обрел
Судию милостивым. Один Господь знает, кто из усопших праведен, кто
грешник. Мы должны молиться за
ушедших в загробный мир, чтобы Господь простил вся их прегрешения вольная
и невольная. "Просите - и дастся вам",- говорит Священное Писание. Усопшие
же в свою очередь молятся о нас: "Потщуся и всегда имети вас на моем
исходе, память о сих творити" (2 Петр. 1, 15). "Молитва, милостыня,-
говорит св. Иоанн Златоуст,- много помогают усопшим в улучшении их
загробного состояния. Если молитвы и жертвы Иова за детей его очищали их,
то что же препятствует Богу за наши молитвы и жертвы очищать усопших от их
грехов?". "Поминайте наставники ваши",- сказал св. апостол Павел (Евр. 13,
7). Первыми же наставниками нашими являются родители и воспитатели наши.
Они бывают нашими наставниками от юности нашей. Посему с древнейших времен
установлено почитание усопших. Об усопших молились воины Иуды Маккавея (2
Мак. 12, 39-45). "Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и
умершего не лишай милости",- говорит премудрый Иосиф, сын Сирахов (7, 36)
(зри еще: 1 Цар. 34; 2 Цар. 1, 11 -12; Вар. 3, 31; Суд. 11, 40). Об
Онисифоре молился св. апостол Павел (2 Тим. 1, 16-18). То же и св. апостол
Иаков нам заповедал (Иак. 5, 16).
Чтобы оказать большую помощь умершим, Св. Церковь Христова установила
особые поминовения после смерти христианина. В 3-й день - в память того,
что умерший веровал во Святую Троицу и перешел в вечную жизнь к
Триипостасному Божеству. В 9-й день - чтобы душа умершего сопричастна была
девяти чинам ангельским. В 40-й день по прехождении мытарств - ангелы
возносят душу на поклонение Богу и она получает определение в небесных
обителях до Второго Пришествия Господня (Симеон Солунский. Гл. 1, 337, с.
311). Совершается также поминовение по прошествии года после смерти
(годовая панихида), а также во Вселенские и родительские субботы. Субботу
мясопустную, Троицкую (Дмитриевскую) и во вторник Фоминой недели и в
субботы совершаются заупокойные службы (14 правило Св. Апостол Петра и
Павла. Устав Большой, гл. 58 Ник. Черн., гл. 52. Кн. о Вере, гл.
13). При совершении поминовений
(панихид) ставится пред образами кутия (вареная пшеница с медом). Зерна
пшеницы являются символом воскресения мертвых, а мед - символом сладости,
каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Лишаются церковного
погребения и поминовения самоубийцы, как явно отвергшие над собою волю
Божию, отказавшиеся от дарованной Богом
жизни. Христиан, скончавшихся не
своей смертью (самоубийц), удавившихся, отравившихся, скончавшихся от
перепития вином, водкой, погребать и поминать соборно запрещается:
"Пьяницы умирают, как удавленцы и самоубийцы",- 14 правило св. Тимофея
Александрийского. Не возбраняется совершать в храме за самоубийц только
Вселенскую панихиду, без упоминания имени самоубийцы, а в домашней молитве
не возбраняется родным молиться о самоубийце - читать тропарь "Покой,
Господи" и читать Синодик.
Заповеди закона Божия
Десять заповедей Закона Божия Богом даны Моисею, на
горе Синае, на двух скрижалях (каменных досках). На первой скрижали 4
заповеди, "како любити Господа Бога", а на второй 6 заповедей, "како имамы
любити ближняго своего" (Кат. Мал. от листа 53-го). Исусом Христом даны
две заповеди любви, в которых заключается весь закон и пророки: первая о
любви к Богу и вторая о любви к ближнему своему. "Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми мыслями твоими".
"Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22,37- 38). "Исполнение
заповедей есть плод веры христианский. От несоблюдения заповедей Божиих
рождается грех, а от греха , смерть. Грех есть преступление закона и воли
Божией. Кто в заповедях Божиих всегда поучается, тот добродетельно в мире
живет, а кто о заповедях Божиих нерадит (небрежет), тот согрешает".
1-я заповедь
Аз семь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве
Мене. Я есть Господь Бог твой, и не должно быть у тебя других богов,
кроме Меня.
Перевод: Эта заповедь научает нас веровать, что Бог, Творец
неба и земли, один есть. Кроме Его, нет никакого другого бога. "Ты бо еси
Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем" (воскресная песнь).
2-я заповедь
Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на
не-беси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не
поклонишися им, ни послужиши им.
Перевод: Не делай себе идола и какого-либо изображения
того, что на небе, вверху (солнце, звезды), и что на земле, внизу
(животные, камни), и что в воде (рыбы) и под землею: не поклоняйся им и не
служи им. (Кумир - идол.)
3-я заповедь
Не приемли имени Господа Бога твоего всуе.
Перевод: Не произноси (не называй) имени Господа Бога
твоего напрасно.
Грешно клясться и божиться самому и заставлять божиться других. Нельзя
глумиться именем Божиим и употреблять имя Божие на кощунство и смех.
4-я заповедь
Помни день субботныи, еже святити его: шесть дней
делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмыи, субота, Господу
Богу твоему.
Перевод: Помни день субботний, чтобы святить его: шесть
дней работай и делай в эти дни всякие дела свои, а день седьмой, суббота,
для Господа Бога твоего.
До Воскресения Исуса Христа праздновали субботу, после же Воскресения
Его стали праздновать воскресенье. В праздники надо молиться Богу, читать
священныя и другия хорошия книги и делать добрыя дела. Эта заповедь
запрещает делать дурныя развлечения и пьянство.
5-я заповедь
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да
долголетен будеши на земли.
Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и
чтобы ты долго прожил на земле.
Хорошо тому, кто почитает и любит своих родителей. Надо слушать отца и
мать и не нужно печалить их плохим поведением и бесчестными
поступками.
6-я заповедь
Не убий.
Перевод: Не убивай.
Эта заповедь запрещает убивать человека. Великий грех убивать людей и
самого себя. Надо даже избегать вражды, ссоры и драки. Это тоже ведет к
убийству.
7-я заповедь
Не прелюбы сотвори.
Перевод: Не любодействуй.
Седьмою заповедью Бог запрещает всякую незаконную и нечистую любовь.
Надо беречь себя от скверных мыслей и нечистых желаний.
8-я заповедь
Не укради.
Перевод: Не воруй.
Не присваивай себе ни одной чужой вещи, ни явно, ни тайно. Всякая кража
есть грех.
9-я заповедь
Не послушествуй на друга.
Не свидетельствуй ложно твоего свидетельства ложна.
(несправедливо) на ближняго твоего.
Бог запрещает клеветать на другого человека. Не надо обвинять другого и
говорить про него всякую неправду. Клеветника тоже слушать не
следует. "Удержи язык свой от зла, и устне свои еже не глаголати льсти"
(Пс. 33, 13).
10-я заповедь
Не желай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго
твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ни всяка-го скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.
Не желай себе жены ближняго твоего, не желай дома
ближняго твоего, ни поля его, ни слуги его, ни служанки его, ни вола его,
ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближняго
твоего.
Грех против этой заповеди - зависть. Бог запрещает завидовать
всякому чужому имуществу. I Надо, чтобы каждый человек был доволен своим
добром.
|
|