|
Древний Египет - цивилизация, избранная Богом.
Шитяков А. А. Мне кажется - многие авторы, пишущие о том, что Древнеегипетская цивилизация не
была языческой и богопротивной, сами допускают ошибку, рассматривая проблему,
если так можно выразиться - не под тем углом. Точнее, подходя к вопросу о
близости древних египтян к Богу с точки зрения богословия, теологии, разбирая в
Кого и во что они верили.
Здесь смотреть надо совсем с другой стороны - с точки зрения проповедуемой
Христом человечности (по Его проповедям - ближе к Богу не тот, кто формально
следует религиозным правилам, а тот кто человечнее), а на вопрос о близости
древнеегипетской религиозной культуры к Христианству надо смотреть с точки
зрения научного религиоведения.
С него и начнём. С точки зрения научного религиоведения - к Христианству
древнеегипетская религиозная культура ближе всех религиозных культур Доантичного
Древнего Мира, включая иудейскую.
Почему - только в Древнем Египте существовала теория загробного воздаяния
праведникам и загробного наказания за грехи. Причём теория эта оформилась
окончательно где-то 6 000 лет назад - то есть за 4 000 лет до Рождества Христова
и почти за три тысячи лет до появления иудейской религиозной культуры.
Каменное изображение, обнаруженное при раскопках древне-египетского храма в
Эдфу.
Аналогов в Древнем Мире эта теория не имела, имело место только
заимствование её эллинами уже в эпоху античности, вероятно, через торговые связи
- эллины, изначально вместе с финикийцами входившие в союз Ша-Дана - "народы
моря" не только воевали, но иногда были союзниками Та-Кем (например, при
окончательном разгроме царства Хатти или войнах с ливийцами), но, главное,
торговали с Египтом почти перманентно, не смотря на войны. В результате этих
торговых связей Эллада и Финикия (позже ставшая Карфагеном) заимствовали у
Египта звуковой алфавит, архитектуру, математику, астрономию, физику и химию, а
эллины ещё и теорию загробного воздаяния или наказания, разделив свой Аид на
Тартар для грешников и Элизиум для праведников. Римляне, кстати, скопировав у
греков всё что только возможно, от пантеона до традиций в литературе, театре и
искусстве, идею загробной дифференциации бытия душ праведников и грешников не
переняли, они настолько были заняты кодификацией закона и права, преступлений и
наказаний на земле, что после смерти души у них попадали просто в "царство
Плутона", и различия между душами праведников и грешников не делалось.
Алтарь христианской церкви в Луксорском храме.
Что было у Шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской цивилизации в плане посмертного бытия души - никакой дифференциации между праведниками и грешниками - все - в
Царство Мёртвых, называемое по-разному в разные периоды и так - от первых
городов цивилизации Ура, до персидского завоевания и уничтожения данной
цивилизации как таковой. И у персов до Зороастризма не было теории посмертного
воздаяния и наказания. У шумеров и персов только герои мифопоэтических
произведений и цари составляли некоторое исключение, - их боги брали в свой мир.
Что-то подобное мы можем найти и в иудаизме - пророк Илия, вознесённый живым на
небо на огненной колеснице. В иудаизме тоже не существует загробного воздаяния
или наказания - за несоблюдение заповедей Моисея карают смертью на земле, а если
ты воровал, убивал, блудил, но не попадался и умер своей смертью (или же -
попался и был казнён - не важно), то и ты и праведник, который соблюдал все
заповеди, попадаете в один и тот же Шеол - Царство Мёртвых. И что самое главное,
во всех этих мифорелигиозных системах, душам в Царстве Мёртвых было не
слишком-то хорошо, в основном темно и холодно, или же, в мифологии стран с
повышенной тектонической активностью и вулканической деятельностью - темно и
жарко. И всегда это Царство Мёртвых находилось под землёй. Пожалуй, только в индоарийской религиозной культуре, помимо египетской и заимствованной древнегреческой, в дохристианском мире имела место теория
загробного воздаяния и наказания. Хотя и абсолютно альтернативная -
реинкарнационная - праведник воплощается в младенца - представителя высшей касты
(варны), а грешник - в представителя низшей, а то и в животное. Религиоведение
считает теорию реинкарнации поздней и объясняет это тем, что Брамины активно
занимались философией и богословием, и разум Браминов-философов протестовал
против "одноразовости" души, пусть даже впереди её ждёт вечное блаженство,
потому, что пропадает накопленный опыт и знание.
Теперь рассмотрим древнеегипетскую религиозную культуру с точки зрения Христовой Человечности. Начну с того, что у древних египтян неформальная мораль
превалировала над законом - до китайских философов конца первого тысячелетия до
н. э. - начала нашей эры такого феномена не одна цивилизация не знала. Это не
смотря на то, что кодифицированное законодательство Древнего Египта была очень
развито. Сравнить с любым другим государством Древнего Мира просто невозможно,
разве философами Эллады предпринимались попытки кодифицировать неформальную
мораль, но поставить её над законом им не удавалось.
О неформальной морали древних египтян, помимо "Исповеди Отрицания", говорят так называемые "поучения писцов". Это ряд очень многочисленных
письменных артефактов, собственно говоря, представляющих из себя "классные
работы" учеников древнеегипетских школ. Поскольку в Древнем Египте грамотность
была очень широко распространена, а к написанному слову относились трепетно,
все, написанные с самого детства, человеком папирусы собирались и укладывались в
гробницу после смерти. И, чтобы совмещать обучение с воспитанием, писцы-учителя
диктовали (или заставляли копировать) тексты, содержащие преимущественно
моральные поучения. И по "поучениям писцов" основой египетской морали была
именно человечность, то есть проповедь не причинения ближнему морального,
материального и физического ущерба. Есть цитаты почти полностью соответствующие
Евангельским - например: "относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к
тебе другие, и да будешь счастлив". Кстати, судя по "поучениям писцов",
полигамия не приветствовались. То, что у Фараонов было много наложниц и даже не
одна жена - так власть имущим всё разрешено и сейчас, потом повторные браки
Фараонов часто диктовались внешнеполитической (для скрепления альянса держав)
или внутреннеполитической (династической) необходимостью. Тем не менее, цитата
из "поучений": "Сущие Вечно (т.е. боги) положили иметь одну жену, как Геб,
Осирис, Сет, Гор и Анубис имели по одной жене. Суть праведные люди имеют одну
жену, посмотрите: жрец и жрица, землевладелец и его супруга. Но некоторые
богатые люди, помимо священной супруги, заводят множество наложниц, что не
угодно богам". То есть моральным в Египте считался всё-таки моногамный брак.
Наконец, приведу-таки, не удержусь, цитату и из уже широко цитированной моими единомышленниками "Исповеди отрицания": "Я не унижал" (в другом переводе):
"Я не понуждал силой раба своего". И это в рабовладельческом-то мире. Что
говорит относительно рабов стела Законов Хаммурапи - знает любой грамотный
человек, в Греции и Риме - того хуже - если один из рабов убивал своего хозяина
- казнили всех рабов, детей включительно. Правда, зачастую столь зверской
расправы удавалось избежать, так как наследникам убитого не хотелось оставаться
без изрядной доли наследства, которое составляли обычно рабы и землевладение.
Колоссы Мемнона с крестами на спине.
Кстати, фанатики, нападающие на "варварский рабовладельческий Египет" - понятно, "Исповеди отрицания" они не читали, но хотя бы подумали, что Христианство,
собственно, никогда не конфликтовало с рабовладением. Даже Сам Иисус
проповедовал гуманное отношение к рабам, но никак не отказ от рабовладения. И,
наконец, чем мы лучше древних египтян, когда рабовладение в США было отменено в
70 годах 19века, а в странах Латинской Америки - кстати, испанцы и
испано-язычные латиносы - наиболее ревностные католики, просуществовало до 90
годов 19в. Причём большинство, если не все негры-рабы, были христиане. Вот так
вот - чуть больше ста лет назад хозяева христиане имели рабов христиан, а
некоторые возвещают об ужасах рабовладения в Древнем Египте.
Гробница Рамзеса IV в Долине царей. Стенная
роспись и христианские надписи. Эта гробница служила христианской
церковью.
То, что мораль в Древнем Египте превалировала над законом, отчасти было
вызвано именно особенностями религиозной культуры, ибо от суда земного можно и
уйти и откупиться, но не от Суда Высшего. Отчасти это было вызвано высоким
развитием цивилизации, ибо, чтобы сохраниться, цивилизация не должна жить по
принципу "человек человеку - волк", это ведёт к её вырождению, что знали и жрецы
и аристократы Древнего Египта и привносили это в сознание народа.
Может быть, не знаю, можете поспорить, древние египтяне, с их
гуманистическими моральными ценностями были ближе к Богу, чем современная
западно-христианская либерастическая цивилизация, где венчают педерастов (да и
священники гомосексуалисты есть), где развязывают войны и "во имя
демократических ценностей" бомбят школы и больницы, а 80% населения эти войны
поддерживают.
|