|
КУРГАНЫ - НЕ ПРОСТО МОГИЛЫ.
Ю.А.Шилов.
|
|
|
Курган – это искусственный холм высотой до 10-20 (
в нескольких случаях до 40) метров, сооруженный древними людьми над святынями и
могилами. Наиболее вероятно происхождение слова КУРГАН от шумерских КУР-АН и
КУР-ГАЛЬ: «гора неба» и «гора великая». Таковы эпитеты бога-творца Энлиля, имя
которого впервые зафиксировано в д ревнейшей ( XII-VIII-III тыс.д.н.э.)
летописи, начертаной в пещерах Каменной Могилы (у г.Мелитополя). Вероятно, что
это святилище в естественном холме и послужило прообразом последующих курганов
Евразии. Курганный обряд впервые был
развит в Северном Причерноморье IV-II тыс.д.н.э. племенами араттов и ариев –
оставивших после себя такие археологические культуры как Триполье (усатовский
вариант), Средний Стог, ямную, катакомбную, срубную и др. Условные названия трех
последних культур происходят от основных конструкций подкурганных
могил. Примерно до 1971г.археологи
считали курганы земляными холмами с некоторыми деревянными и каменными
конструкциями, символизирующими загробные жилища. Монография Ю.А.Шилова
«Прародина Ариев» (Киев,1995) показала не только антропоморфную и
астральнуюсимволику древнейших курганов, но и раскрыла их мифоритуалы –
сопряженные с зарождением аратто-арийской (затем индо-арийской) Ригведы, учений
о вселенских югах, йоге, бессмертии и перевоплощениях души и др.
Важнейшие курганы араттов раскопаны археологами у
села Усатово под г.Одессой, ариев – у г.Комсомольска под г.Кременчугом,
киммерийцев – у с.Каиры под г.Каховкой, скифов у г.Никополя. В древнейших из них
запечатлен образ зародыша мироздания Валы, охраняемого змием Вритрой, которого
поражает герой Индра, поддерживаемый богом Вишну. Прослежено, что данный
мифоритуал основан на архетипах зачатия и формирования эмбриона. Далее следует
мифоритуал Матар-Притхиви или праматери Адити, основанный на архетипе
рождения-возрождения. От этих аратто-арийских мифологем отпочковывается
гиперборейско-греческая мифология битвы титанов Тартара с богами Олимпа,
основанная на архетипе «туннеля бессмертия Моуди».
В последующих курганах киммерийцев, скифов, славян прослежены
реминисценции и модификации этих же мифоритуалов и архетипов. У славян традиции
аратто-арийских курганов наиболее явственны в Рахманском (Брахманском) великодне
(пасхе) украинцев, а в Красной горке с ее почитанием Леля, проступает образ
индоевропейского Энлиля Кургаля. В
позднейших курганах печенегов, половцев, татар ( последний курган у с.Марьяновка
Каховского района Херсонской области сооружен был ими в середине XIX в.)
представлен культ прародительниц и предков, воплощавшихся в каменных изваяниях –
«бабах».
|