ИСТОРИЯ РОССИИ

  

      

       META-Ukraine

       Каталог интернет-ресурсов - LinkFinest.RU

       HotLog

       Rambler's Top100

ИВАН САРАТОВ, кандидат технических наук.

О ПОЛЕ, ПОЛЕ...

Кто из нас не помнит слова поэта:

Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось...

   Разумеется, наивно было бы утверждать, что волнует нас непосредственно звучание самого слова. Москва — это воссоздание Русского государства, Минин и Пожарский, крушение Наполеона, пророческий разгром немецко-фашистских полчищ. Москва — это вся наша Родина.
   Но ведь у каждого из нас есть и еще одна родина — место, где мы родились, и нередко название небольшой деревушки, напоминает о былом историческом деянии или известной народной сказке.
   Бывает же и так, что мы будто становимся в тупик, не в силах расшифровать значение хорошо известного слова. Например, та же Москва. Почему Москва именно? Кто впервые произнес это слово? А ведь слово может поведать о многом. Так что, что за ним? Или, скажем, — Харьков...

ЧТО ГОВОРЯТ УЧЕНЫЕ?

   Существует много версий, объясняющих происхождение названия города Харькова.
   Первую такую гипотезу высказал Дмитрий Григорьевич Гумилевский, более известный просвещенному читателю под именем Филарета Профессор Московской духовной академни, автор шестикратно переизданной «Истории русской церкви», Филарет с 1848 по 1858 год возглавлял Харьковскую епархию. В этот период он и издал фундаментальную работу по истории городов и сел Харьковской губернии.
   Ещё в «Книг Большому Чертежу» (1627 г.) упоминается, что «...Лопин пала в Харькову, а Харькова пала в Уды.,.». И далее: «А выше Донецкого городища, с правой стороны, впала в Уды речка Харькова, от городища с версту...» Строительство города-крепости Харьков велось в 1654—1658 годах. Приведя ссылки из «Книги Большому Чертежу», Филарет писал: «Отселе понятно, что город Харьков получил название от реки Харьков, как город Олешня от р. Олешки, город Лебедин по озеру Лебедину...» Сегодня эта версия считается официальной, но гипотеза Филарета не единственная.
   Харьков возник на месте старинного городища. В 1877 году профессор Н. Я. Аристов высказал догадку, будто городище — это остатки древней половецкой столицы — Шаруканя, а искаженный корень «шарук» и лег в основу слова «Харьков».
   Наши летописи рассказывают, что в 1111 году жители Шаруканя сдали город без боя русским дружинам, выйдя навстречу Владимиру Мономаху с рыбой, и вином. Еще раз Шарукань упоминается при описании похода князя Ярополка в 1116 году. Наименования половецких городов были связаны с именами ханов, стоявших у власти; и Шарукань в разные времена, вероятно, носил названия разные. Сначала летопись называла его Осеневым, по имени хана Асана, или Осеня, сдавшегося в плен Мономаху. В 1082 году власть перешла к Шаруку, тоже едва не попавшему в русский плен в 1107 году. Позже город стал называться Чешуевым — наверно, тоже по имени хана.
    Больше русские летописи о Шарукане не говорят. Но в летописном описании Игорева похода 1185 года на берегу реки Уды появляется город Донец, коего во времена Мономаха не было. Это дало основание многим ученым считать, что Донец возник на месте старого Шаруканя.
   Аристов прочел летопись совсем иначе. Он установил, что русские дружины «поидоша съ Донови ко граду Шаруканю», взяли его (река Уды в летописях называлась Доном или Донцом. Современный Северский Донец в те времена назывался Великим Доном). Историк решил, что Шарукань находился не на берегу Уды, а на некотором расстоянии от нее, и отождествил это место с месторасположением Харькова.
   Иначе мыслил автор знаменитой яфетической теории академик Марр. Он считал, что корень «ХАР» (так же как «САР», «КОС» и «КАЗ») не что иное, как этноним хазар. Этноним — это наименование племени или народности. Отсюда Харьков (как Казань, Кострома и Саратов) — древний хазарский город. Много веков хазарский каганат (пока антинародной правящей клике удавалось удерживать в повиновении населявшие территорию этого странного государства-призрака тюркские племена) усердно грабил окрестные народы. Но после похода князя Святослава каганат рассыпался, паразитическая верхушка, состоящая из чиновников и торговцев, сбежала или же понесла заслуженное наказание. Более чем тысячу лет назад Святослав стал подлинным освободителем подъяремного хазарского люда от их фальшиво-лицемерного «царя» и его ростовщически жадных сатрапов.
   Простые тюрки от его набега не пострадали: они просто не принимали никакого участия в военных действиях. Так, может, «Харьков» тюркское слово? «Хар» обозначает «снег» или «лед», а «ков» может быть объяснено как узкое речище, берег или речка. В целом название «Харьков», по мнению И. В. Муромцева (автора еще одной гипотезы), обозначает «холодная речка». В подтверждение своей правоты ученый приводит названия и других ближних рек и ручьев: Студенок и Ледяной Яр.
   Есть и еще гипотезы. Но не пора ли автору престать заниматься пересказом, а сказать то, что вроде б еще не говорилось"

 

А ЧТО ИМЕННО?

   Исследования, проведенные мной, обнаружили факты, плохо укладывающиеся в здания существующих гипотез. Вот некоторые из них.

   1.Оказывается, существует немало населенных пунктов и рек, названия которых содержат корень харк или харьк.

   2.Некоторые из них нанесены на старинную карту Боплана. Карта увидела свет задолго до появления Харькова. И хотя на ней все названия с корнем харк, переданные латинскими буквами, пишутся через букву к , на последующих изданиях мы видим уже букву х.

   3.Все населенные пункты с корнем харк расположены вблизи юго-восточной границы древних славянских поселений. Но это на территории нашей страны. А в Югославии на границе Хорватии и Сербии расположен город Хртковцы, а на границе Хорватии и Венгрии — Харкани.

   4.Только одни из всех населенных пунктов с корнем харк стоит на реке Харьков. Это сам город Харьков. Но и он приблизился к одноименной реке только тогда, когда разросся за пределы начальной крепости. А крепость была построена на берегу реки Лопань, отстоявшей довольно далеко от реки Харьков. Однако существовавшее здесь городище носило почему-то название Харьковского, а не Лопанского.

   5.И еще о хазарах. На Руси они известны были под именем козар. По сию пору сохранились многочисленные их следы в виде названий, Коэарка, Казариновка, Козары, Козарская и др. Все они и сегодня звучат и пишутся, как и в древних летописях, с четким указанием первой буквы к.
   А теперь давайте-ка поразмыслим. Отчего столь локально расположены все эти поселения? И если Харьков получил свое имя от реки, так почему возникли Харьковцы на Удае или Лохвице? Если Харьков от хазар, почему тысячу лет сохранялось — Козары ? Впрочем, здесь пора уже честно сознаться, что есть и еще одна гипотеза...

ГИПОТЕЗА АВТОРА.

   А что, если слово «Харьков» напоминает об одном из славянских племён, живших в те далёкие времена юго-востоке Европы? За обычай носить темную одежду соседи называли их «черными». Возможно, это были потомки киммерийцев, которых, кстати, финикийцы называли темными, а может, меланхлены — «черноризцы», то есть люди в черной одежде. Последние были знакомы грекам еще в VI веке до н. эй. Затем в V веке до н. э. о них пишет Геродот, помещая их между Сеймом и Доном, к северу от царских скифов, но оговаривая, что это не скифское племя.
   В III веке до н. э. племена, «носящие черную одежду», известны под именем савдараты. Помнят их и в I веке нашей эры: писатель Дион Хрисостом, посетивший в то время Ольвию, рассказывает, что ольвийские жители носили черные плащи на манер одного из соседних туземных племен. Топонимические исследования показали, что память об их древнем местожительстве и поныне живет во многих названиях на всем пространстве юго-восточной Европы от верховий Днепра до Кубани.
   В названиях более чем 250 рек, ручьев и балок (только в верховьях Днепра и в бассейне Дона) можно обнаружить корни «черн», «кар» или «хар».
   Невольно вспоминается князь Черный легендарный основатель города Чернигова.Заставляет задуматсья повторение определения «чёрный» во многих географических названиях юго-востока Европы: реки Черная Калитва, Черный Жеребец, Черная протока Кубани, Черные горы, передовая северная возвышенность, Кавказских гор, Черные земли — территория, расположенная на юго-западе Прикаспийской низменности, Русское, или Черное, море, Тмутаракань, Боспор Киммерийский (у финикийцев Камар — темный, черный).
   Отсюда предположения автора.
   Название «хорваты», возможно, обозначает «черные славяне», где «хор» — это тёмный (русское «карий» или тюркские «кара» или «хара»), а «ват» (подобно вятичам) – производное от венетов или антов, одного из древнейших названий славянских племён. Вспомним, что в древних источниках неоднократно упоминаются «чёрные болгары» и «чёрные хазары» - название одних и тех же племён, отожествляемых древними авторами в различные времена с теми народами, что были известны им лучше.
   Существование хорватских племён на юго-востоке Европы во 2-4 веках н. э. (то есть задолго до заселения ими территории современной Хорватии) подтверждается и теми же фактами, что и у сармат употреблялись личные имена Хорват и Ант, очевидно, характеризовавшые каких-то лиц по этническому признаку. Птолемей в низовьях Дона и Донца поместил народ саргатин, имя которого не что иное, как искажённое греками имя хорват.
   Название легендарной Артании – земли артов, крупного объединения славянских племён, существовавшего еще до Киевской Руси на Юго-востоке Европы, также связано с именем «чёрных славян», только с его какой-то видоизмененной формой: хорваты — жарты или арты, харки или арки.
   В XII веке персидский поет Нивами, воспользовавшись воспоминаниями древних источников, писал, что русы в Закавказье приходили «и страны алан и герков». Кто эти герки? Может, потомки мирков, о которых упоминал еще Геродот, описывая скифский мир во времена завоеваний Дария? А может, жарки — герки — кирки одно из племен юго-восточных славян, живших на всем пространстве от Волги до Кубани и Днепра?
   Сегодня известно, что аланы жили на Северном Кавказе и в верховьях Северского Донца и Дона. Русы жи ли в средием Подиепровье.
   А где жили герки? Пожалуй, герки (или харки) обитали где-то в непосредственной близости от русов и алан. Топонимика это подтверждает: город Харьков, река Харьков и балка Харьков Харьковской области, селения Харькнвка, Харивка, Харькивщнна и река Хоркалук на Сумщине, Харькове в Черниговской области, река Харьковка под Оршею, три села Харьковцы в Полтавской области, остров Хортица, две балки Средняя н Нижняя Хортица и курган Караватка в Запорожской области, Харьков под древним Переяславлем и т, д.
   Эти названия — следы наших предков. И то, что почти все они расположены в землях полян, радимичей и северян, можно легко объяснить. Племена, жившие на юго-востоке Европы, первыми ощущали удар орд, двигавшихся из глубин центральной Азии. Под давлением пришельцев коренные жители этого края были вынуждены оставлять свои родные земли. Одни племена переселялись на запад в бассейн Дуная; другие — на северо-запад и север, на Днепр и Оку. Память об этих переселениях уже много веков спустя докатилась к древнему летописцу, который писал: «...по мнозех же времянех сели суть словени по дунаеви где есть ныне угорьска земля и болгарьска. От тех славен разидошася по земле и прозвашася имены своими где оседше на котором месте... а се ти же словени хровате белин и сереб и хорутане...»

СЛАВЯНЕ В ПРИКАВКАЗЬЕ?

   Уходя из родных мест, часть «черных славян» селилась среди родственных славянских племен, образуя новые поселения, которые стали называться «черными». И неудивительно, что за пределами земли полян и северян, то есть самой Артаиии, таких названий нет, так как там все поселения были «артанскими». Кстати, такую те картину можно наблюдать сегодня и в Югославии. Вдоль I всей хорватской границы разбросаны «хорватские» названия городов и сел: Хорватии у Триеста; река Керка и город Харкани в Венгрии; Хртковцы в Сербии; Хртица в Косове; Хрвачены, Хрватско Село, Хрватски Благан на границе с Боснией; Хрваце на границе с Герцеговиной. В центре Хорватии таких названий мы не встречаем.
   Связь современных хорват со своими юго-восточными предками можно проследить по следующей цепочке, каждое звено которой в той или иной степени доказуемо: хорваты сербы, сербы — северяне. Центром северской земли был Чернигов, основанный князем Черным. Но именно черниговские князья (а не киевские) рассматривали Тмутаракань как свою «отчину».
   Не случайно и одно названий южных болгар было «венентр». О существовании юго-восточного славянского центра упоминается в самых различных источниках: страна Артания, русская церковь по уставу Льва Философа, христиане Шаруканя и Хзарии, бродники в южных степях, связь Чернигова с Тмутараканью и многое другое,
   И кто знает, возможно, автор «Слова о полку Игореве» в своих строках: «...Див кличет по верху дерева, велит прислушаться землям незнаемым: Волге и Поморью, Посулью и Суроку и Корсуню и тебе Тмутараканский идол...» — обращается не к враждебным землям, а к землям, утерянным славянами под давлением кочевников: от берегов Волги до Черноморья, от. Сулы до побережья Крыма и Тамани. «Дикое поле» — столетия звал наш народ эти земли. Уж не к нему ли взывал и пушкинский Руслан, говоря: «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями?»
   Склоним же перед ними голову — это не только прах врагов земли древнерусской - это могилы отцов, без которых не было бы нас с вами, читатель...

Hosted by uCoz